Насколько мне известно, в настоящий момент текстурирование моделей реальными текстурами в ArcGIS невозможно без применения дополнительных модулей. Это могут быть дописанные для 3DAnalyst блоки или отдельные расширения, вроде SiteBuilder3D.
Сложность в том, что существуют очень хорошие программы для визуализации трехмерных моделей (это тот же модуль SiteBuilder3D, это GeoGlobe), и очень хорошие ГИС-системы. Их интеграция идет от версии к версии все теснее, но путь не завершен. Боюсь, Вы не найдете универсального решения для своей задачи: каждый подход будет требовать доработки программных средств под свои задачи. Видимо, вам требуется не просто ГИС, но сочетание ГИС и средства для трехмерного моделирования и представления территорий. В настоящий момент вряд ли возможно избежать программирования для адаптации приложений под свои нужды.
Возращаясь к Вашим вопросам. Если вам достаточно простых каркасов (коробка или коробка+треугольная крыша), можно воспользоваться 3D Analyst (примеры можно посмотреть на сайте ESRI - http://arcobjectsonline.esri.com/) Если модели более сложные, их можно создавать в какой-либо САПР. Разумеется, можно создать одну модель-образец, а затем размножать ее. Созданную модель необходимо внедрить в трехмерную сцену, а также связать с базой данных для того, чтобы можно было делать запросы.
Повторюсь, задача создания полноценной трехмерной ГИС на сегодня абсолютно не тривиальная.